Многогранное сознание: путешествие от феноменов к самосознанию

Философия сознания – это захватывающее путешествие в глубины человеческого опыта, где каждая идея несёт в себе энергию и яркость восприятия мира. Вступая в этот увлекательный диалог, мы понимаем, что сознание – не просто отражение внешней реальности, а активное взаимодействие, в ходе которого личность находит своё уникальное «я». Отношение субъекта к миру формирует осмысленное переживание, делая каждое событие значимым и живым.

Основная часть наших размышлений разворачивается вокруг идеи, что сознание всегда направлено на что-то конкретное – будь то объект окружающего мира или процесс внутреннего самопознания. Здесь важна концепция интенциональности, благодаря которой даже простейшее восприятие превращается в осмысленное действие, а каждый момент опыта – в динамический и творческий акт сознания. Оживание мира выходит за рамки простого анализа, превращаясь в процесс, где внешние стимулы и внутренние переживания тесно переплетаются, создавая уникальный опыт.

В завершении можно отметить, что современные подходы подчеркивают роль психического акта как моста между субъектом и объектом. Сознание проявляется через живое различение «я» и «не я», позволяя человеку не только воспринимать, но и осмысливать свой внутренний мир через взаимодействие с внешней реальностью. Такая многогранность и динамичность сознания делает его неотъемлемой основой личностного опыта и глубоких философских поисков, открывая новые горизонты для исследования того, что значит быть человеком.

Как можно определить сознание с точки зрения философии и какие теории его объясняют?
С философской точки зрения сознание рассматривается как основополагающее условие, через которое явления становятся доступными восприятию, и как свойство, присущее личности, характеризующееся направленностью на что-либо. Так, например, в одном из источников отмечается:

"Сознание прежде всего есть необходимое и достаточное условие явленности феноменов: определяя сущее как 'явленное', мы предполагаем бытийное событие его проявления, факт отношения. Отношение же есть исключительная прерогатива личности, которая главным образом выражается в деятельности сознания. Гуссерль показал, что сознание — это всегда 'сознание чего‑либо', какой‑либо вещи. Не существует сознания без соотнесенности с некоторым содержанием (Intentionalität, интенциональность). Сознание означает некоторую априорную связь с предметами. Поэтому мы говорим: сознание есть 'личностное' свойство." (source: https://otci.eu/w/18898 )

В этом определении подчеркивается, что сознание не является пассивным отражением мира, а представлено как активное соотношение субъекта с внешним содержанием, где каждое его проявление имеет направленность (интенциональность).

Другой взгляд дает определение, согласно которому сознание представляет собой интуитивный акт "я", который направлен на самоосмысление и самораспознавание. Таким образом, сознание – это не просто знание или восприятие, а процесс, в рамках которого личность воспринимает себя через разграничение "я" и "не я":

"Всякое определение тут недостаточно, и мы имеем тут дело с пограничным понятием. Сознание есть интуитивный акт человеческого 'я' относительно самого себя, после которого пережитое входит в память, и вместе с тем различение 'я' от 'не я', от окружающего мира. Сознание есть единство 'я' и различие его от 'не я'. Сознание не тождественно с знанием или узнанным, но оно всегда означает соотношение с логическим началом, возвышающимся над замкнутым в себе душевным миром. 'Я' сознает себя лишь через то, что выше 'я'." (source: https://otci.eu/w/18899 )

В философских дискуссиях также выдвигаются разные теории, объясняющие природу сознания. В одном из подходов, связанном с восприятием, делается акцент не столько на том, что в сознание поступает копия внешнего объекта, сколько на то, что сам воспринимаемый объект остаётся для субъекта уникальным и живым переживанием:

"Положим, я иду по берегу реки, обращаю внимание на что-то мчащееся в воздухе, отличаю этот предмет от окружающей среды и узнаю, что это летит ласточка. Согласно наиболее распространенной теории знания, в моё сознание вступает при этом не сама живая ласточка, а только субъективный психический образ её, более или менее похожая на неё копия. При восприятии ласточка остаётся трансцендентною сознанию (вне сознания), а имманентна сознанию (внутри сознания) только копия её или даже только символ её. Согласно же интуитивизму, когда я направляю своё внимание на ласточку и совершаю акты различения её от среды, в моём сознании находится сама живая ласточка в подлиннике: ласточка стала имманентною моему сознанию, но осталась трансцендентною мне, индивидуальному субъекту сознания." (source: https://otci.eu/w/18900 )

Также существует направление, в котором сознание трактуется в рамках психоанализа как разность между виртуальной (потенциальной) и реальной деятельностью, что позволяет объяснить его как зеркальное отражение жизнедеятельности субъекта:

"Сознание живого существа определяется как арифметическая разность между деятельностью виртуальной и деятельностью реальной. Оно служит мерою отделения представления от действия. Дефицит в инстинкте… вот что становится сознанием. С этой точки зрения, мысль, в смысле сознания, есть зеркальный образ задержанного внутреннего действия, мнимый фокус жизнедеятельности." (source: https://otci.eu/w/18901 )

Наконец, современный взгляд на сознание предполагает, что для осуществления познания необходим определённый психический акт, посредством которого субъект направляет своё внимание на объект, фиксируя и интерпретируя его:

"Если речь идет о человеческом сознании, сознающий субъект есть человеческая личность. Природа сознания состоит в том, что его объект (переживаемая радость, слышимый звук, видимый цвет и т. д.) существует не только для себя, но и в известном внутреннем отношении также и для субъекта. Большинство современных философов и психологов считает, что для того, чтобы имело место познание, должен быть, кроме субъекта и объекта, специальный психический акт осознания, направленный субъектом на объект." (source: https://otci.eu/w/18902 )

Таким образом, философские теории предлагают несколько взаимодополняющих подходов к определению сознания:

1. Как активное соотношение субъекта с внешним содержанием, где ключевым свойством является интенциональность.
2. Как процесс самоосознания, в котором центральное место занимает познание "я" через разделение на "я" и "не я".
3. Как переживание, в котором внешние объекты не просто передаются в виде образов, а воспринимаются непосредственно, что подчеркивает их живость и трансцендентность.
4. Как динамическое равновесие между потенциальной (виртуальной) и реальной деятельностью, отражающее внутреннюю борьбу и мимолетные моменты мышления.

Supporting citation(s):
"Сознание прежде всего есть необходимое и достаточное условие явленности феноменов: определяя сущее как 'явленное', мы предполагаем бытийное событие его проявления, факт отношения ... Сознание означает некоторую априорную связь с предметами. Поэтому мы говорим: сознание есть 'личностное' свойство." (source: https://otci.eu/w/18903 )

"Всякое определение тут недостаточно, и мы имеем тут дело с пограничным понятием. Сознание есть интуитивный акт человеческого 'я' относительно самого себя ... 'Я' сознает себя лишь через то, что выше 'я'." (source: https://otci.eu/w/18904 )

"Положим, я иду по берегу реки ... Согласно же интуитивизму, когда я направляю своё внимание на ласточку и совершаю акты различения её от среды, в моём сознании находится сама живая ласточка в подлиннике ..." (source: https://otci.eu/w/18905 )

"Сознание живого существа определяется как арифметическая разность между деятельностью виртуальной и деятельностью реальной ... мысль, в смысле сознания, есть зеркальный образ задержанного внутреннего действия ..." (source: https://otci.eu/w/18906 )

"Если речь идет о человеческом сознании, сознающий субъект есть человеческая личность. Природа сознания состоит в том, что его объект ... существует не только для себя, но и в известном внутреннем отношении также и для субъекта." (source: https://otci.eu/w/18907 )

Эти выдержки демонстрируют, что в философии сознание рассматривается как многогранное явление, включающее в себя активное отношение к миру, процесс самосознания и межличностного взаимодействия, а также отражающее внутренние динамики психологической деятельности.
Продолжить дисскуссию...(https://otci.eu/w/18908)

https://www.klerk.ru/blogs/klerk/623229/
https://brief24.ru/rzn/2024/12/27/171626
https://anaparegion.ru/news/21795-anapskim_shkolnikam_pokazali_iz_chego_vpekali_blok/
https://news.tsu.ru/calendar-of-events/s-25-sentyabrya-tsikl-onlayn-lektsiy-na-frantsuzskom-yazyke-la-france-plurielle/
https://nastgaz.by/profilaktiku-suitsidalnogo-povedeniya-v-srede-uchashhejsya-molodezhi-obsudili-na-respublikanskom-seminare/
https://www.youtube.com/watch?v=FpUh2u_EgsU
https://psy.su/feed/10801/
https://www.youtube.com/watch?v=jzJhBsP-CPw
https://www.belnovosti.by/giperaktivnaya-sobaka-chto-delat
https://ntsk.ru/news/56827

Komentāri

Šī emuāra populārākās ziņas

Вечный Лабиринт Иллюзий

Реклама: невидимый архитектор наших желаний

Энергия перехода: Ритуалы завершения дня